Corpus Mundi

Алиса Горелова
Евгений Чубаров
17 ноября, 2022 - 25 января, 2023
Тело – образ, преподнесенный в дар другим телам, целый corpus образов, протянувшихся от тела к телу, цвета, локальные тени, кусочки, частицы, ареолы...»

Жан-Люк Нанси



Мир Евгения Чубарова - пространство, измеряемое телами. Каждое из этих тел рождается из линий, подобных воронкам водоворотов, вихрям торнадо или циркуляции протонов в Большом адронном коллайдере. «Черные дыры», вывернутые наизнанку», так назвал формы, из которых складывается «пузырящаяся реальность» Чубарова, автор статьи к каталогу персональной выставки художника Виталий Пацюков. Круговые движения кисти выявляют объем белого, которое как будто обретает ощутимую плотность. Черные спирали краски намечают контуры, границы, соприкосновение, столкновение, слияние тел, при этом сохраняя цельность, внутреннюю энергию и архаичную самость каждого из безликих героев, составляющих население мира Чубарова.

Живопись Алисы Гореловой следует за энергичными, скручивающимися в причудливые кривые контурами рук, ног, пальцев, голов, которые сплетаются в конвульсивные узлы. Сгустки пересекающихся линий поддерживают и одновременно разрывают живописные массы, образованные буквально кричащими цветами. Краска то подчеркивает тяжесть и движение форм, то растекается длинными потеками, вторгающимися в строение композиции и разрушающими пластическую структуру ее ядра.

Временной разрыв между произведениями Евгения Чубарова и Алисы Гореловой составляет полвека. Пересечение в одном пространстве маленьких черно-белых листов Чубарова и монументальных холстов Гореловой обнаруживает общую точку происхождения, единый импульс, который формирует строение и ткань их живописи. Их искусство «рисует» тело мира, или мир тел, мыслимые как основа бытия человечества и бытия искусства.

В 1990-е годы из столкновения распавшихся на мельчайшие частицы тел, которые рассеялись в хаотичном потоке энергии, выталкивающей их за пределы холстов, произошли огромные абстрактные работы Чубарова, продемонстрировавшие новое ощущение мироздания. В 2020-е Алиса Горелова возвращает телам их очертания и объемы, но не самостоятельность, как будто демонстрируя утрату целостности тела как вместилища души, как единицы, как монады, в которой, согласно Лейбницу, заключена Вселенная. Так обрела визуальное вополощение высказанная Жан-Люком Нанси тридцать лет назад мысль о том, что на подходе «мир без Субъекта своего предназначения, имеющий место лишь как баснословная скученность тел».

Куратор: Ирина Горлова

Corpus Mundi

Evgeny Chubarov
Alisa Gorelova
November 17, 2022 - January 25, 2023
A body is an image offered to other bodies, a whole corpus of images stretched from body to body, local colors and shadows, fragments, grains, areolas….

Jean Luc Nancy


The world of Yegeny Chubarov is space measured in bodies. Each of these bodies is born from lines that mimic whirlpool or tornado funnels, or perhaps the circulation of protons in the Large Hadron Collider. "Black holes turned inside out" is how Vitaly Patsyukov, author of an article for Chubarov's solo exhibition catalogue, describes the forms from which the artist builds his bubbling reality. The circular motions of the brushes draw forth a voluminous whiteness, as if it were acquiring a tangible denseness. The black spirals of paint mark the contours, borders, points of tangent, collisions, and merging of bodies. Yet each of these faceless heroes that populates Chubarov's world retains its integrity, internal energy, and archaic identity.

The painting of Alisa Gorelova chases after spiraling and whimsically curving energetic contours of arms, legs, fingers, and heads, which interweave into convulsive knots. The clusters of intersecting lines support and at the same time sever the painted matter created in screaming colors. The paint underscores the weight and movements of the shapes and also flows off into long streaks that intrude upon the structure of the composition and destroy the malleable framework of its core.

Half a century separates the works of Yevgeny Chubarov and Alisa Gorelova. The meeting of Chubarov's small black and white sheets and Gorelova's enormous canvases in the same space emphasizes their common source – the holistic impulse that forms the structure and fabric of their art. Their task is to draw the body of the world, or the world of bodies, which are seen as the foundation of being for both humanity and art.

In the 1990s Chubarov demonstrated his new sense of the universe in large abstract works, which emerged from a collision of bodies and their subsequent disintegration into tiny particles, dispersing in a chaotic flow of energy that pushed them outside the boundaries of the canvas. In the 2020s Alisa Gorelova has returned outline and volume to these bodies, but not their independence, as if to demonstrate the loss of the body's wholeness as a receptacle for the soul, as a single unit, the monad within which, according to Leibnitz, the universe exists. It is a visual manifestation of Jean-Luc Nancy's idea, thirty years ago, that we are on the verge of a world with "no Subject for its destiny, taking place only as a prodigious press of bodies".

Curator Irina Gorlova