Подпишитесь на нашу рассылку
EXPLOITATION
Антон Конюхов
28 января - 13 марта, 2022
Попадая в окружение работ из новой серии Антона Конюхова, мы попадаем в заданные заранее условия восприятия. Антон использует элементарные способы воздействия на зрителя, но которые никогда не подводят: узнавание, блеск и улыбка. Подобные приемы используют и в рекламе, когда хотят создать привлекательный образ. Согласно маркетинговым исследованиям, людям, то есть нам с вами, это нравится, это привлекает наше внимание. Но искусство пользовалось средствами манипуляции задолго до появления маркетинга.

Слово эксплуатейшн, вынесенное в название, агрессивно подчеркивает эти манипуляции со зрителем. Антон Конюхов выступает здесь в двойной роли – одновременно разоблачителем и манипулятором, - оказываясь в петле, схожей с той, в которой оказывались художники пост-структуралисты. Критикуя язык – используешь язык, критикуя институции – оказываешься в стенах институции или сам оказываешься институцией, критикуя манипуляции – разоблачаешь манипулятора в себе.

Но Конюхов не боится своей роли двойного агента, а наоборот исполняет ее в полной мере. Где происходит разоблачение эксплуатации, тут же ставится ловушка для зрителя. Зеркальные поверхности притягивают взгляд, оптические искажения провоцируют подойти поближе и рассмотреть себя в них, а в окружении улыбок невольно у нас самих проступает улыбка. Создав условия, художник отпускает нас просто существовать в них и одобрительно улыбается, подталкивая нас к нарциссическому самолюбованию. Среди множества зеркальных поверхностей мы вольны выбрать, в каком наше отражение нам понравится больше всего, и художник одобрит наш выбор. Это оздоровительный нарциссизм - полезно иногда смотреть на себя и радоваться собственному отражению. Этим и пользуется художник. Чем больше мы смотрим на работы, тем больше мы смотрим на самих себя. И тут же происходит переворот – пока мы смотрим на себя, мы смотрим на работу. Граница между зрителем и произведением начинает стираться: реагируя на работу в рамках заданных условий, мы реагируем и на свое отражение, на самих себя. И вот уже мы сами оказываемся в петле.

Тема эксплуатации предельно актуализируется на выставке, так что мы просто не можем игнорировать манипуляции автора. Однако мы не сможем почувствовать себя разоблачителями в этом мире улыбок, так дружелюбно встречающего нас и позволяющего просто остаться наедине с самими собой, придавшись приятному самолюбованию.

Кирилл Ельцов

Subscribe for our newsfeed
EXPLOITATION
Anton Konukhov
January 27 - March 13, 2022
Standing there surrounded by works from Anton Konyukhov's newest series, you realize that the conditions for your perception have been pre-set. Although Anton employs rather elementary methods of making an impact on the viewer, they never fail: recognition, luster, and smiles… They are the same methods advertising professionals use to create an attractive image. They've done their market research, and they know what people – and that means you and I – like; they know how to grab our attention. But art had developed its own manipulation toolkit long before marketing came on the scene.

The exhibition title "Exploitation" aggressively underscores this manipulation. Anton's role in this is dual: he is the manipulator and the whistleblower at the same time, painting himself into a corner like a post-structuralist artist might. You use language to criticize language; criticizing institutions, you end up inside one or you yourself become one; and when you criticize manipulation, you expose the manipulator in you.

Konyukhov is not afraid of his double agent role – in fact, he plays it fully and with gusto. There is a trap set for the viewer in exactly the place where the exploitation is exposed. The mirrored surfaces pull your gaze in, the optical distortions beguile you to come nearer and contemplate yourself in them, and the smiles all around make it difficult to not smile yourself. With this framework in place the artist simply lets us take the environment in, smiling benevolently as he nudges us towards narcissistic self-indulgence. Amid the many mirrored surfaces we get to choose the one that gives us the reflection of ourselves that we like best, and the artist will endorse our choice. This is a restorative kind of narcissism: it is sometimes good for you to look at yourself and enjoy what you see. The artist takes advantage of this. The more we stare at these pieces, the more we stare at ourselves. But suddenly the tables turn -- while seemingly looking at ourselves, we are actually looking at the artist's work. The borderline between the viewer and the work begins to fade: when we respond to the artist's work under these preset conditions, we are also responding to our own reflection, to ourselves. And now it is us who have painted ourselves into a corner.

The theme of exploitation reaches its ultimate intensity in this show, so much so that it becomes impossible to ignore the artist's manipulations. And yet we find ourselves unable to feel like whistleblowers in this world of smiles, which welcomes us and lets us simply face ourselves, engrossed in pleasant self-absorption.

Kirill Eltsov